АНО ДПО «ПРЦПК «Энергетик»  
  

 

Яндекс.Метрика
 


Психофизиологическая лаборатория

Психофизиологическая лаборатория осуществляет оценку профессионально-важных качеств  (мониторинг психофизиологического состояния, уровня работоспособности, изучение особенностей восприятия, памяти, внимания); выявляет состояния напряжения и утомления, проводит мероприятия, обеспечивающие профилактику стрессовых состояний и способствующие повышению уровня профессиональной адаптации.
ПФЛ осуществляет психофизиологическое сопровождение профессиональной деятельности персонала, занятого во взрыво- и пожароопасных, вредных и тяжелых условиях труда, а также персонала, чей труд связан с длительными эмоционально-психическими нагрузками (в связи со сменным характером работы, непрерывностью технологического процесса и т.п.).
Основные задачи ПФЛ:

  1. Психофизиологический мониторинг (диагностика) состояния психической адаптации, умственной и физической работоспособности.
  2. Реализация системы функциональной реабилитации и коррекции утраченных в трудовой деятельности функциональных резервов.
  3. Диагностическая и коррекционная работа с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Обследование и коррекция проводится с использованием специализированного оборудования, разработанного научно-производственно-конструкторской фирмой "Медиком МТД", выпускающей медицинское оборудование для функциональной диагностики, нейрофизиологии, реабилитации и научных исследований. Все оборудование имеет европейские сертификаты качества.

 

Актуальным вопросом на производстве является вопрос повышения безопасности профессиональной деятельности, для решения которого необходимо:

  1. Обеспечить четкое соблюдение техники безопасности
  2. Свести к минимуму ошибочные действия оперативного персонала.

Статистические данные говорят о значительном влиянии человеческого фактора. Результаты многих исследований позволяют выделить две группы психологических факторов (причин) нарушения техники безопасности и возникновения ошибочных действий персонала:

  1. Психофизиологические факторы. В данном случае речь идет о динамике протекания у работника психических функций внимания, памяти, мышления, восприятия, о свойствах этих функций, об особенностях психомоторики, которые могут серьезно ограничивать возможности оперативного работника. При возникновении нарушений по данной причине вина работника минимальна. Психофизиологические ограничения – это, скорее, его беда. Различные административные санкции не дадут желаемых результатов, потому что не смогут изменить особенности протекания нервно-психических процессов, не улучшат память, не повысят объем и концентрацию внимания и т.д.
  2. Личностный фактор. Данный фактор определяется социально-психологическими свойствами личности человека (ответственность, мотивы, ценности, интересы, потребности работника). Причиной нарушений техники безопасности и ошибочных действий может стать безответственное отношение, нежелание соблюдать установленные правила, переоценка собственных возможностей и склонность к риску, в этих случаях вина работника более очевидна.

Основные направления деятельности ПФЛ:

  1. Оценка состояния и изучение особенностей протекания психофизиологических процессов, высших психических функций (внимания, памяти, мышления), характерологических и личностных особенностей.
  2. Выявление донозологических форм психосоматических заболеваний (предвестников заболеваний и предболезненных состояний, которые ещё не диагностируется как заболевание) в целях предотвращения его развития.
  3. Организация и проведение коррекционных и релаксационных мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности профессиональной деятельности.
  4. Диагностика и коррекция познавательных функций детей дошкольного, младшего школьного возраста (память, внимание, восприятие, мышление).
  5. Диагностика и коррекция нейродинамических показателей детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (темп и устойчивость деятельности, эффективность, утомляемость и др.)
  6. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы (эмоциональная устойчивость, лабильность, тревожность, уверенность в себе, уровень развития саморегуляции). Проводится с использованием метода Биологической Обратной Связи.
  7. Помощь в профессиональном самоопределении старшим школьникам.

 В рамках обозначенных направлений ПФЛ оказывает следующие услуги:

  • Первичное психофизиологическое тестирование
  • Мониторинг психофизиологического состояния
  • Предсменный контроль психофизиологического состояния персонала
  • Психологическое тестирование
  • Участие в организации соревнований по профмастерству
  • Организация и проведение психокоррекционных и релаксационных занятий
  • Проведение тренинговых мероприятий.

Программное обеспечение и приборы, используемые ПФЛ, позволяют диагностировать функциональное состояние, возможности нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы (оценка текущего состояния), двигательно-координационные нарушения, уровень развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), уровень реактивной тревожности, особенности интеллектуального развития, а также проводить контроль психофизиологического состояния персонала на рабочем месте.